- Положение о конкурсе
1. Общие положения
Конкурс организован автономной некоммерческой организацией «Редакция журнала «Знание — сила» и фондом им. М.А. Булгакова.
К участию в конкурсе приглашаются библиотекари и библиотеки разных структур и ведомств: от универсальных областных, муниципальных и ЦБС до школьных.
2. Цели и задачи конкурса
– формирование интереса к российскому историческому процессу конца ХХ столетия в среде российских подростков и в широких слоях нашего общества;
– продвижение книг Е.Т. Гайдара и его единомышленников в школы России (к учителям истории и обществоведения) - популяризация этих книг.
3. Сроки и условия проведения VIII Всероссийского конкурса
Начало конкурса — декабрь 2018 года, конец — 15 апреля 2019 года.
Финал конкурса — апрель 2019 года. Церемония награждения — в Москве, в конце мая — начале июня 2019 года, в мемориальном кабинете Е.Т. Гайдара.
Подача материалов на конкурс — до 15апреля 2019 года.
Жюри конкурса состоит из пяти человек. Председатель жюри — МариэттаЧудакова, член Европейской академии.
Работы участников предоставляются до 15 апреля 2019 года в электронном виде по адресу gaidar_konkurs@mail.ru.
Жюри определяет победителей до 25апреля 2019 года.
4. Номинации конкурса
Для участия в конкурсе принимаются материалы, освещающие российский исторический процесс конца XX столетия и способствующие пониманию его смысла в среде российских учителей истории, подростков и в широких слоях нашего общества, по следующим номинациям:
Часть 1. Библиотекари учителям
1. Факты вместо мифов, анализ вместо эмоций. Дать в избранной библиотекарем или совместно с учителем убеждающей форме (выставки, просмотры, буклеты, учебные тетради и проч.) параллельные ряды фактов (телеграммы в ноябре — декабре 1991 года из всех областей страны о том, что хлеба осталась не более чем на 10 дней; состояние золотого запаса — и остановка импорта, отказ в западных кредитах и т.п.) — и мифов (эмоциональных воспоминаний о том, «как нас ограбили»).
2. Правда о 90-х годах: Библиотекарь рекомендует! Печатные и иные формы рекомендательного описания книг «Уроки 90-х» (буклеты, календари, как приложение — дайджесты материалов региональной прессы, фотоальбомы, библиографические указатели, и пособия и т.п.).
3. Библиотекарь рассказывает школе о 90-х годах. Выбор и реализация наиболее эффективных форм знакомства школьных учителей и старшеклассников с материалом комплекта книг «Уроки 90-х» (беседы, круглые столы, диспуты, познавательные игры и т.п.).
4. 90-е годы в контексте российской истории ХХ века: лучшее массовое мероприятие. Октябрь, уничтожение крестьянства, Гулаг, Великая Отечественная война и Победа, «советизация» Сталиным стран Центральной Европы, сталинский террор в этих странах, ХХ съезд, Оттепель, «застой», исчерпанность потенциала «социализма»,Перестройка, Август 1991, первое послесоветское десятилетие — достижения и потери. Задача выполняется разными путями (тематические книжные выставки с их широкими презентациями, свободные дискуссии учащихся и т.п.).
Часть 2. Библиотекарь работает со школьником
1. Мой взгляд на 90-е годы (сочинение на тему, выбранную совместно с библиотекарем, с использованием книг из приложения №1 и с собственными примерами);
2. 90-е годы в контексте российской истории ХХ века: лучший альбом иллюстраций и\или фотоматериалов (готовится совместно с библиотекарем и после рассмотрения жюри включается в состав фонда библиотеки).
3. Что я узнал нового для себя о Егоре Гайдаре и 90-х годах из книги М. Чудаковой «Егор» (М.: Время, 2013) (сочинение; возможно — ряд письменных ответов на вопросы по содержанию книги, заданные библиотекарем; возможны и другие письменные жанры, предложенные библиотекарем).
Часть 3. Библиотекарь работает со студентом
1. 90-е годы — труднейший и значимый период в жизни российского общества. Мой взгляд на 90-е годы (сочинение, эссе на тему, выбранную совместно с библиотекарем, с использованием книг из приложения №1 и с собственными примерами);
2. Егор Гайдар и 90-е годы (по книге М. Чудаковой «Егор») — сочинение; эссе и другие письменные жанры, предложенные библиотекарем.
5. Подведение итогов конкурса
Участникам первой части присуждается:
Одна первая премия — 25 тысяч руб.,
Одна вторая премия — 15 тысяч руб.,
Одна третья премия –— 10 тысяч руб.,
10 поощрительных премий — по 3 тысячи руб.
Участникам второй части присуждается 10 поощрительных премий по 4 тысячи рублей, при этом каждая премия делится пополам между библиотекарем и школьником (школьниками). Из десяти премий второй части выделяются три главных. К каждой из них добавляется по два комплекта книг — для школьника и для библиотеки.
Лауреаты первой, второй и третьей премий первой части и трех главных премий второй части приглашаются на церемонию награждения и получения премий в Москву за счет организаторов конкурса.
6. Требования к оформлению материалов, представляемых на конкурс
Все материалы, представленные для участия в Конкурсе должны соответствовать предъявляемым требованиям по оформлению.
Критерии оценок конкурсных документов:
– оригинальность замысла;
– полнота раскрытия заявленной темы;
– апробация представленных материалов на практике.
Представленные материалы не рецензируются и не возвращаются, кроме альбомов, созданных библиотекарями для своих библиотек.
Жюри оставляет за собой право не принимать к рассмотрению работы, не соответствующие вышеуказанным критериям. Жюри самостоятельно вырабатывает систему оценок победителей конкурса.
Текст конкурсных материалов должен представлять собой машинописный текст, набранный в текстовом редакторе МicrosoftWord (шрифт TimesNewRoman, размер — 14. межстрочный интервал — 1.5), и должен состоять из:
– заявки на участие в конкурсе;
– описания работы по номинации;
– приложений (качественных фото, видео – документов, иллюстрирующих деятельность, материалов СМИ);
Титульный лист заявки должен содержать следующую информацию:
– название библиотечной системы (обязательно указывать город, область-край-республику), библиотеки; Ф.И.О. заведующего библиотекой.
– название номинации Конкурса;
– Ф.И.О., занимаемая должность автора (авторов) конкурсного проекта;
– контактный телефон (обязательно мобильный) и электронный адрес конкурсанта.
Фотографии, иллюстрации должны быть в формате jpg. Весь электронный материал отправляется сжатой zip папкой.
Сообщение о представленных на конкурс мероприятиях подается в форме краткого текстового описания и видео/аудио и фотодокументов. Приветствуются дополнительные материалы, помогающие оценить сделанное библиотекарем: публикации в периодической печати о деятельности библиотеки в рамках задач конкурса; собственные издания библиотек, работающие на цели, преследуемые конкурсом; фото, аудио и видеоматериалы (видеофильмы, снятые на мероприятиях, непосредственно относящихся к конкурсу, видеореклама (ролики и презентации), телепередачи, подготовленные при участии библиотек, слайд-фильмы и слайд-презентации, относящиеся к конкурсным мероприятиям.
7. Подведение итогов конкурса
Конкурсные работы оцениваются по следующим критериям:
– соответствие работы целям и задачам Конкурса;
– степень понимания темы, аргументированность и глубина раскрытия содержания в соответствии с выбранной номинацией;
– степень общекультурной эрудиции, общая грамотность;
– оригинальность, яркость, эмоциональность, образность, логичность изложения;
– разнообразие использованных источников;
– литературный язык.
По итогам конкурса победителям вручаются дипломы и денежные призы.
8. Идеология конкурса
Стимулом к объявлению конкурса послужило сегодняшнее хаотическое состояние оценок первого постсоветского десятилетия (90-е годы) — труднейшего и очень значимого периода в жизни российского общества. Этот умственный хаос болезненней всего сказывается на школьном преподавании.
Учителя истории и обществоведения имеют в своем распоряжении очень разные учебники и пособия, изданные в последнее десятилетие. Несмотря на большое количество напечатанных в эти годы очень доброкачественных монографий, мемуаров, сборников документов, авторы многих учебников трактуют это десятилетие в мифическом ключе. Они рассматривают его не как исторически необходимый выход из «советского» периода, а как результат приложения злых сил – произвол «лихих» деятелей этой эпохи. Отсюда и ложная трактовка задач патриотического воспитания детей и подростков.
Навязывается мнение, что для воспитания патриотизма необходимо впечатать в юное сознание мифологическую картину непрерывного процветания страны в советское время. Затем десятилетнее отклонение от славного пути в «лихие 90-е» и возвращение к славным достижениям в «нулевые» годы стабильности и благоденствия.
Устроители конкурса, напротив, уверены, что путь воспитания патриотизма – это путь знакомства подростков не только со славными, но и со страшными страницами отечественной истории. «Именно от тебя, от достоверного знания своей истории и твоей активной позиции зависит, чтобы это не повторилось!» — таков негласный девиз конкурса.
Знакомство с печальными событиями должно сопровождаться основательным обсуждением того, как формируется иммунитет общества к самовластию и к его неминуемому следствию — массовому нарушению прав личности и, в конечном счете — к террору. Так формируется активный патриотизм — вместо пассивного «чувства гордости», не отличающего того, чем надо гордиться, от того, чего надо стыдиться в родной истории.
Несомненно, не только большинству граждан России, но даже школьным учителям не удается (хотя бы в силу ограниченности нерабочего времени) читать научные монографии и толстые тома изданных документов. Поэтому была предпринята работа по изданию книг о 1985-2000 гг. в помощь учителю. Чтобы дать учителю и всем интересующимся реальную и понятную картину исторического процесса этих недавних лет. Это время еще не стало историей. Но это не значит, что мы не обладаем базой исторических, а не мифических фактов этой эпохи. Именно на них, а не на зыбкую почву эмоционально-бытовых воспоминаний и домыслов, следует опираться в своих суждениях и учителю, и тому, кто берет на себя просветительскую задачу. Эти факты широко представлены в книгах для учителя, издаваемых в рамках действовавшего проекта «Уроки 90-х» с 2008 по 2018 гг. Задача учителя — выбрать то, что ему представляется наиболее убедительным.
Посредниками между авторами этих книг и учителями истории мы выбрали российских библиотекарей: муниципальных, школьных и любых других библиотек. То есть тех, для кого книга — предмет профессиональной деятельности, не оставляющий их равнодушными. Тех, кто сегодня исполняет, по нашим личным впечатлениям довольно успешно, роль последних российских просветителей.
Приложение №1
Список книг, которые помогут библиотекарю в работе по выбранной им номинации конкурса:
Безбородов, А., Елисеева, Н., Шестаков, В. Перестройка и крах СССР. 1985-1993. — СПб., 2010
Гайдар, Е.Т. Смуты и институты. Государство и эволюция. — СПб., 2010
Травин, Д.Я. Очерки новейшей истории России. Книга первая: 1985-1999. — СПб., 2010
Лопатников, Л.И. От плана к рынку. Очерки новейшей экономической истории России. — СПб., 2010
Гайдар, Е.,Чубайс, А. Развилки новейшей истории России. — СПб., 2011
Чудакова, М. «Это наша история!» — М., 2013.
Чудакова, М. Егор: биографический роман. — М., 2012; 2013.
Фитас, М. Прекрасные девяностые. — М., 2017.
Филипов, П. Возьмись и сделай. — СПб, 2016.
Время Гайдара: конкурс библиотекарей
- Ночь у Моссовета: октябрь 1993
- Мифы о 90-х: Анатомия лжи
- Архив Егора Гайдара
- Правительство Егора Гайдара: день за днем
- Музей 90-х
- Как рухнул СССР. История от первых лиц
- Словарь 90-х
- Правительство реформ. 25 лет спустя
- Великое расхождение
- Выпуск-90
- Краткий курс по литэкономии
- Свобода приходит ногами
- Выбор России
- Время Гайдара: конкурс библиотекарей
- Долгое время